11 нояб. 2020 г., 16:32  

 Первая, Белая, и Всея. (глава 16) 

  Проза » Повести и романы
739 0 0
Произведение от няколко части « към първа част
10 мин за четене

Глава 16.СОВРЕМЕННАЯ  ДРЕВНОСТЬ.

 

- Ужасное состояние Учитель, куда мы попали, сплошные степи, лесостепи, непроходимые леса, горы, пустыни, и под жгучим солнцем стресканная суша в долинах убежавших рек. Людей мало, местами их почти нет, а те, что есть, ужасно растрёпанны и несобранны, природа кормит их съедобными соцветиями трав, плодами диких рощ, и пасущими травуживотными, одеваетих лозой, и шкурами однородных парнокопытныхстад.Чем это они заняты?

- Ничем особенным, стоит глубокая древность, дикоечеловеческое стадорождённое поглощать сияние бесконечного звёздного неба и ежедневный восход солнца, первичным соображением пытается выжить в тёплом климате, чтобы потом изведать красоту всего мира. Смотрит на дар природы и робко начинает приспосабливать своё существование в нагретый простор земли. Человеческие бедыещё не созрели для главного природного назначения.

- Сколько можнождать великодушие от природы, пора им самим научиться спасаться от бедствий, пусть выйдут из сырых пещер, уже устали разменивать одно и то же мрачное обитание, столетиями не тухнут греющие жизнь очаги. Разве из прутьев, камыша и ила,нельзя слепить какие-то сухие лачуги в безлесные земли, одомашнить покорные стада овец и коз, - деятельность обнаруживать надо, соображать, неужели не знают, что животные подарены людям, дляпостоянной заботыоб их полезном размножений.

- Скажешь, тоже Карлига, ведь: лошади, коровы, ослы, и верблюдыещёнепокорны упрощённомуробкому умению людей, они сами отличительное стадо животных, всего только несколько миллионов лет прошло.У природы много времени, зачем спешить, солнце рассчитано на триллион лет.

Организованнаястадность первоначальных людей едвас ужасом выползает от неожиданных преподношений солнца.Обитание земли и страх неба самое главное назначение несозревшего сырого ума. Усталым телом дикие люди,только начинают понимать, что труд и созерцание им всё же пригодятся.

Самостоятельное производствоскудного пропитания - жизненная надобность разумного стада, она заставляетдумающих животных,тяжёлой каменной сноровкой выучивать новые привычки. Костяными и кремневыми серпами сжинатьсъедобный дикий ячмень и полбу, палками теребить колоски.

Скудная урожайность заросших травами луговвынуждаетсгорбленных двуногих обитателей земликак-то самим пробовать расширять,проращивать злаковые поляв просторах лесостепи; охранять зреющие зёрна от выпаса диких животных уже прирученными для древнекаменной охоты собаками, камнями и кремневыми копьями отгонять хищников.

Кажется,выбирающаясяпервичным трудом из непредсказуемой нужды думающая жизнь, начинаетпреодолевать затянувшуюсядикость. Соприкосновениясоседствующих племён в полях убогого корма и короткой памяти,выявляют стадное соперничествоу древних людей.Чем они хуже зверей?

Грабительские захватнические столкновения различных стадных движений,- постоянное состязательное явление земной жизни. Каждое племяжелает расширить своёжнивьё и прирученный выпас скота.Всякое кровно-родовое объединение хищнически наследуетуже освоенную территорию, защищает от такого же,как они соперничающего стада. Всё чаще выученная, запасливая предосторожность образа жизни одного племени, сталкиваются с соперничеством неорганизованного труда иного,бедствующего, более отсталого племени,продолжающего выискивать не произведенную пищу на деревьях, в семенах дикой травы, - выживать прежней добычей и стонущим разбоем. Приспособленные для охоты на зверей палки, каменные копья и пращи,медленно совершенствуются,- улучшают защиту,захватывают, завоёвывают и расширяют пространство. Охрана собранного зерна, выпасприрученного скота, охотаза дикой наживой, - сопровождаются постоянными столкновениямиплемён, различных по образу восприятия скудного кормления. На уровне животного изыскания идёт беспрерывнаявраждующая борьба за участки благоприятного пропитания.

Более слабые, гонимые, и просто ищущие простор разросшиеся племена,уставшие от постоянной ненадёжности, вынуждены уходитьиз лесостепи и предгорий где урожайность зависитот нужного дождя.Люди расползаются в иные,неосвоенные, защищенные от посягательства других людей худшие земли.

- И куда они идут-уходят? В холод  Днепра и Волги, или тёплые урожайные долины Нила и мутного Инда!

 - В незнающие земледелия долины Евфрата,Тигра, Каруна и Керхе сползаютплемена, - вслед которых мы идём со смущёнными знаниями. Тут,для урожайности, земля нуждается в организованном отводе воды,в покорномсотрудничестве многих общин совместными усилиями роющих, царапающих прямоугольные оросительные каналы. Такие неудобныезатопляемые водой землив своём новом назначенийнашли люди,согнанные в Междуречье.

- Ужасное мучение Учитель, без экскаваторов, бульдозеров, драглайнов и тягачей: роют каналы, строят дамбы каменными мотыгами, беспрерывно молятся богам, и всё для какого-то скудного урожая полудикой полбы. И что дальше в веках их изнурённой жизни, неужели люди рождаются для того чтобы истязать себя?Пусть комбайны придумают.

- Природа безразлична к методу выживания своего главного создания, или срокам их совершенствования, люди ещё не созрели для грохота комбайнов; как умеют,сохраняют распространение жизненного понимания борьбы и удовольствия. Осознание достигнутого труда самое действенное побуждение их примитивного существования. Беззаботность мышц и грех совести портяттвёрдость выявляющихся устоев. Племена, которые ищут доход от постоянного грабежа и насилия,может иногдарасширяются, но затем незаметно, постепенно рассыпаются и исчезают. Это любому очевидно. А ведь межпланетные космические достижения, и забота опорождённой земной жизни самое главное назначение неба.

Да, межплеменные грабежи и разбои на время тут затихли. Людям некогда враждовать, они принялись бороться со стихией, подчинять своему влиянию разливающиеся реки, - невиданное доселе освоение, покорное только организованному совместному труду многих родовых общин. Открылась новая эпоха. Совместный труд стал накапливать запасы пищи и строить храмы, - могущество невозможное для разрознённых племён. Без религиозного благословения жрецов такая сила не имела предопределённого мироощущения. Обряды благородного земледелия становятся культом, - обязанностью людей перед вселенной. Запасливые урожаи позволяет освободить жрецов от земледельческих работ, - появляются молельщики, постоянно следящие за страхом неба.

 И самый успешный жрец уже обнимает небесные молнии, становится наместником бога-грома и бога-воды, - дарящие жизненную пищу человеку. Главный жрец окружает себя гладкоймышечной силой, - личными приверженцами удерживающими блеск его трона.

 Сами земледельцы тоже облегчают труд своей жизни, пробуютпривлекать к земледельческому производству покорных животных, начинают обрабатывать землю плужной вспашкой при помощи волов, верблюдов, и ишаков. 

Теперь ещё большее количество людей освобождается от земледелия, становится возможным развитие ремёсел, необходимых для пищевого производства и домашнего быта.Начинается этап разделения труда. И всё больше желающих отстраниться от тяжёлых земледельческих и ремесленных работ. Людиленивые по характеру рождения,ищут расширение своего влияния в величиидел жреца-царястоящего над общиной. Зазнавшиеся, илипросто способные, выделившиеся неким значением личности,становятся царскими исполнителями в руководстве разросшихся общин-номов. Советы старейшин, народные сходки,всё меньше имеют решающее значение. Теперь над всеми стоит царь со своими сановниками.Появляется множество руководящих представителей, не имеющих лично собранного зерна, выжатого масла, и забитого мяса, - они живут за счёт царского сбора, содержатся ежедневными пайками.

- Что-то похожее на принуждённую скуку в бывших республиках…

- Такая вот система сама по себе образовалась, тысячелетия это мало для приближения ума к космическим ракетам, ещё неведомо то-племя, которое первым оторвётся от земного притяжения, - заключил Учитель. – Изначально, первые выделившиеся, освобождённые от производительного труда люди, конечно, имели необходимо-полезные организационные качества, владели разумными установками, несли обязательную пользу для развития благосостоянии общества. Но постепенно когда начальственное положение стало передаваться по наследству, это преимущество утратило своё значение, расслабленные наследники уже не обладали необходимыми способностями родителей. Выделялись не самые качественные исполнители, их значение для общества зачастую было бесполезным и даже вредным.К власти приходили те, кто её унаследовал,и те, кому удавалось в ней пробраться. Никто, - из уже изведавших лишнюю долю чужого общественного продукта,- не согласится его уступить.Создавались условия замедляющие полезное развитие нарождающегося государства, порой преодоление застоянуждалось в заменеслабого правителя-жреца и его приверженцев. Всё чаще, для закрепления царского положения была необходимакрепкая дружина, обязывающая людей терпеть насилие, соблюдать порядок постоянной дани от своего труда.Войны, окружавшие жреца-царя, выполняли обязанность не только защитыгосударства от внешних посягательств, но были уже системой устрашения и насилия над своими,же одноплеменниками. Культовые религиозные жреческие храмы внименьшей степени удерживали приверженную повинностьвсех работников.

Возникшие храмы сочетали поклонения, с наличием царских довольственныхскладов. Ремесленные мастерские тут же плавили освоенную бронзу, изготовляли первые металлические плуги и копья. Всё это, имело немалое значение для более надёжной сохранности от внешнего угнетающего посягательства, общины огораживалось и охранялось царскими войнами. Обозначались более чёткиеграницы объединённых племенных союзов, - признаки той первичной государственности. Царь, жрецы, военные начальники, при захвате пленников во время стычек с чужими племенными образованиями, становились собственниками пленников, всё чаще превращалиих в рабов. Так постепенно выделяется класс рабовладельцев, который со временем станет подчинять в рабство и своих соплеменников. Такое несправедливое экономическое и социальное неравенство,могло удерживаться толькоорганизацией насилия, и внедрения культа богатства над бедностью. Изменения происходили медленно и сами по себе, тысячелетия протекали с достаточной однообразностью.

В истории современного имущественного государства всё обстоит по-другому,время меняется быстро, случаютсямгновенные перемены,когда общественная собственность захватывается: управлявшими её чиновниками, пронырливыми хитрецами, и случайными удачниками. Равное по состоянию личной принадлежности общество, разделяется на скрытые сословия. Через полвека, противоречия несправедливо разделенного, совместно созданного богатства, начинают раскачивать наглый строй. Тут, прошлоеистязательное насилие, подменено финансовым угнетением. Новые управители зачастую слабы в надлежащем финансово-экономическом распределении, и особенно слабы в природе человеческого мышления.Если государство не пересмотрит обнищание ограбленного населения, то обедневшее поколение само, насильно изменит установившуюся несправедливость.

Я для того вас веду по событиям истории, чтобы вы сумели восторженно, решительно, без жертвенной революции вернуть собственность наследникам недавно ограбленных предков. - Учитель говорил тихо, а пустота неимоверно громко звенела в наслышанном недоразумении установившегося времени, золотые булавки в ушахюных учеников начинали стонать.

- Учитель, а как это могло произойти! Неужели снова попустительство богов?  

 

Ровно за столько лет до новой эры, сколько насчитывает наше летоисчисление,под управлением третьей династииУрабыло создано сильное объединённое государство, собранное из множества,прежде насилуемых кутиями, номов.

Руководитель всеобщего восстания изгнавшего чужих угнетателей, провозглашённый царь Утухенгаль, осматривая восстановление заброшенного канала, ступил на вымытую подводными водами глыбу и утонул. Власть перешла к его соратнику Ур-Намму, который основал деспотическую династию, управлявшуюся посредством множества чиновников зависимых только от царской воли. Стенания к интересам низших сословий и произвол,были нормамиединого государственного хозяйства разделённого на подчинённые царю округа.По сравнению с прежней запущенностью, новая власть принялась уделятьсущественное внимание организаций труда всех работников сведенных в крестьянские и ремесленные отряды. Такая система требовала жёсткий надзор и строгий учёт. Ответственные начальники производственных отрядов: надсмотрщики, писцы, управляющие мастерскими, прочие надзиратели, - содержались обеспеченным твёрдым царским пайком. Каждый год они обязаны были сводить данные по работеремесленных отрядов и крестьянского государственного земледелия. Значительная продукция мастерских, собранный урожай, выкормленный скот, шли на содержание царского двора, храмов, войска, управленцев. Болеежёсткие, успешные по сбору подати управители, перебрасывались в отстающие округа.

 Все предыдущие сделки по купле-продаже земли были упразднены, любая частная нажива преследовалась. Народные собрания в номах сохранились, ноони не имели решающего содержания.

- Точно как в бывших колхозах Учитель, все эти жреческие храмы, царские надзиратели в округах, как-то напоминают мне недавние обкомы, крайкомы, директоров фабрик и председателей колхозов, - Гугнивый решился напомнить резко забытуююношами недавнюю жизнь.

- Ещё бы, всё было сведено в единую выражающую интересы царского слова систему. Цари обожествлялись, кормление подчинённых было навсегда обеспечено,все работники трудились для всеобщего блага.Вечность такого положения внедрялась в сознание людей, казалось,в царстве Ур, ничто не может быть прочнее и устойчивее.Но, жёсткий распределительный строй, -это одно, а недовольство исполнительного начальства имущественными ограничениями, и тяжёлое однообразное постоянство принудительного народного труда, - совсем другое.Конец был предрешён,…и пришёл неожиданно. 

Царь Ура Ибби-Суэн, увлечённый собственными извращениями действительности,постоянным военно-торговым заигрыванием с удалёнными правителями, потерял влияние над обстановкой,его страх утонуть в пойму,и подражание упреждающим династиям, привёл к засорению непроверяемых им каналов орошения, падению урожая; и вследствие этого большинство номов прекратили снабжать казну. Все государственные управители,что жили за счёт пайков царского хозяйства, перестали их получать. Царь поручил высокопоставленному сановникуИшби-Эрра заготовить продукты для снабжения голодающего государства. Ишби-Эрра, который отличался выдающейся статностью, выполнил задание и заслужил предпочтение в западных округах, где он сосредоточил собранный хлеб. Но ослабший царьбылне в состоянии вывезтипродовольствие в голодающие районы. Окружные правители-энси теперь стали получать пайки от Ишби-Эрра, и перестали подчиняться прежнему царю. Тогда царский ставленник, почувствовав своё небывалое влияние, отложился от ИббиСуэна, объявил себя царём подвластной им территории. Централизованное распределение продуктов в новых условиях выявилось недейственным, провозглашённый царь открылначальникамвозможность частного владения имуществом для личного кормления. Чиновники быстро завладели бывшей общественной собственностью.

- Учитель, вроде что-то подобное недавно было, не могу вспомнить, где такое произошло, а может тайно слышал и видел, - Гугнивый стоял боком к Учителю, своё упрямо говорил, -как-то один секретарь обкома тоже намеренно ужал территорию своего влияния, сместил более слабого секретаря крайкома опустошившего страну, издалека поставленного быть жрецомиструхлявевшей партий. Секретари обкомов, директора заводов, председатели колхозов, пронырливые поклонники всякой удачи, быстро завладели всей бывшей общественной собственностью, землёй и недрами.

- Неужели это надолго продержится Учитель?

- Надо же,всё произошло, как и сорок веков до дня моего виденияв год лунного затмения, всего семьдесят лет просуществовало царство Ур! - казалось Гугнивый сник, но он не упал в обморок, не утонул, однозначно возвысил состояние. - Я снова над повиновениемнеба стою, вижу неблаговидное влияние вечного спутника Земли уплывающего в ущерб целостному пониманию вселенского влияния.

И нет будущего, - без пройденного прошлого!

- Ужасное виденье, выведите нас из этого переживания Учитель.

» следваща част...

© Дмитрий Шушулков Все права защищены

Комментарии
Пожалуйста, войдите в свой аккаунт, чтобы Вы могли прокомментировать и проголосовать.
Предложения
: ??:??