5.07.2019 г., 21:26 ч.

Домкрат 

  Проза » Разкази
1246 1 1
7 мин за четене

 «ДОМКРАТ»

Иван Михайлович добивал третий мотоцикл, и все - с руки купленные; сразу старьё взял из-за плохих денег, потом деньги новые пришли – но новый мотоцикл купить – блат надо иметь. 
У Ивана Михайловича блата не было. 
Не было, пока на свадьбе племянницы не познакомился с важным городским человеком – директором гостиницы Ушан Гостуновичем.  Вот везение!..
Человек оказывается, широкие связи имеет, у него в гостинице комнаты люксы - с люстрами значит, предназначены только для первых партийных и комсомольских секретарей из других городов. Никто кроме «первых» не имеет права вселяться в эти номера, - годами пустуют люксы, штатные кастелянши обстановку по графику меняют. 
Да! – действительно важный человек сват! Связи налаженные держит! 
Он в гостинице ждущие номера, приготовлены для вторых и третьих секретарей держит – месяцами пустуют; все прислужницы комнат - проверенные сотрудницы.
Партработников и исполкомовцев, гостиница - спецбуфетом обеспечивает; деликатесы, по установленному порядку тут завозят.    
С  третьими секретарями Ушан Гостунович за руку здоровается – они всех горничных, что бельё меняют, по именам помнят; с незнакомыми новенькими – песни молодости поют.     
Иван Михайлович почти ничего не понял из того что ему рассказывал подвыпивший Ушан. Он когда-то тоже хотел устроиться на ночлег, в столичном городе. Мест не было. Сам не знал, что без «звонка и лапы» не селят, оказывается в гостиницах  свободные места - только с разрешения секретарей бывают. С секретарями точно надо иметь знакомство. 
 Иван Михайловича больше интересовало, имеет ли сват знакомство с мотоциклами.
- Как же! как же. – Директор спорттоваров у меня забронированные номера для знакомых снимает.  Запомни Ваня, все мотоциклы продаются только через - «Спорттовары», а завмаг мой друг, - домкрат человек.  
- Меня новый Ижак, Планета - 5 интересует, сейчас я на старой «двойке» езжу. 
- Сделаем мы тебе новый мотоцикл Ванела, - это для меня как сто грамм выпить, кстати, идём выпьем…
   Догулял свадьбу Иван Михайлович весело, - как второе разговение праздновал. Плясал и выпивал со всеми подряд, невесту с женихом пять раз поздравлял.  С  Ушан Гостуновичем обнимался будто с братом.
 Как такому человеку - на новом мотоцикле не кататься!  
Через неделю дождался Иван Михайлович директора гостиницы в холле.  Зашёл Ушан Гостунович другим человеком, по нему сразу видно, что мест в гостинице нет. Кто хочет ночевать! – пусть в «Дом колхозника» едет, там комнаты на 12 коек.  
Свата узнал не сразу, вспомнил…, ему не номер надо – мотоцикл новый хочет. 
Позвонил, и тут же хотение уладил. Шёпотом направил свата:
- Иди в ресторан, скажешь от меня, пусть столик на троих сделают,  накроют тем - что любим. Мы с директором «Спорттоваров» - вовремя подойдём. 
Всё выдержанно, вскоре Ушан Гостунович, пришёл в ресторан с хромающим, невысоким седым человеком, тросточка его загибалась змеиной головою.
Плащ бежевый он повесил на спинке стула, прислонился, не меняя выражение усталости, держал змеиную голову в вытянутых скрещенных ладонях, по его конопатому лицу видно, -  человек в детстве не нахулиганился. 
- Вот, – представил сват «мотоциклетного бога», -  Радиан Тодорович! 
«Мотоциклетный бог» первым делом выпил, и рассказал про себя будто бы быль: - Мол, пришёл директор кладбища к нему, и спрашивает, сколько ты гоночных «Яв» в этом месяце продал? Отвечает: - Шесть.  
- Ага, пятерых я уже принял, а где шестой катается?..     
Ушан густо смеялся, а Иван Михайлович – часто моргал, ему Ява даже новою не надо. 
- Ты какой мотоцикл хочешь? - спросил конопатый завмаг, он упирался в плащ похожий на старую «баланку» Иван Михайловича, успокоил его расшатанность.
- Мне «Иж - планета 5» с коляской.   
- Хромой прибрал трость, смотрел на Ушана и восхищался его родственником:
- Сразу видно, что человек разбирается в моторах, хорошую машину катать хочет. 
Повернулся и заверил сразу обоих:
-   В конец месяца, - ижаков три единицы получать буду, - одна ваша!
Иван Михайлович тут же осмотрел стол, пытался угадать: всё ли хватает…

Ехал домой на старом бежевом мотоцикле, всегда ненавидел его цвет, - «баланкой» обзывал и высчитывал - за сколько сможет продать. Ощущал, что аппарат этот - давно издох.
Конец месяца ждал - как монах пасху.  
Заодно, принялся капитально готовить «баланку» к продаже. 
 На полевом стане, где работал слесарем в мастерских, разобрал Иван Михайлович под шелковицей коробку передач. Поменял возвратную пружину, добавил ещё одну регулировочную шайбу, собрал обратно – осталась лишняя шестерёнка. Снова разобрал – не находит предназначенное место для  малой зубчатки. Ещё раз перебрал…
 Едва догадался, что трактористы ему  схожую лишнюю шестерёнку подкинули.  
Ничего, когда буду кататься на новом мотоцикле, я шестерёнки вам обратно подкидывать буду, - негодовал Иван Михайлович.
Месяц ожидания прокатился. О новом мотоцикле нет известий. 
Озабоченным поехал Иван Михайлович в город , обиженным в гостиницу зашёл. 
- Обманул нас Радиан! – сообщает сходу мотоциклист. 
Ушан Гостунович, точно вне событий, тоже удивлялся. 
- Да не может быть такого Ванела. Этот человек, конкретный  домкрат, он меня не подведёт.  
Тут же связался с «домкратом», - заулыбался, о чём-то ином поговорили, но Иван Михайловичу сказал: 
- Иди быстро в ресторан, ты уже с заказом знаком. Знай, мы салаты даром не едим. 
…«Домкрат» на этот раз, плащ снял в гардеробной, долго причёсывался, хромал также – тросточкой наискось. Состоянием был благочестив, вроде в церковь вошел. Прежде чем причаститься сообщил, что лимит ему увеличили до пяти моторов, «Явы» он не считает. 
- Одна точно твоя – сказал он сразу Иван Михайловичу, и только потом все выпили. 
Мотоциклисту, конечно, хотелось вертеть разговор вокруг мотоцикла, но Радиан с Гостуновичем горничных перебирали, он тоже смеялся вслед за ними, хотя – в соображениях своих смешное совсем не нащупывал.
Неожиданно «домкрат» спросил: 
- Ты какого цвета машину хочешь? 
Приунывший мотоциклист оживился то, что у него зудело – почесали.  
- Только «морская волна», - бежевую ненавижу.
- Сделаем тебе - что любишь, но у меня и красные будут…
- Нет, нет – только «волну».  
 - Дадим, значит - «волну»!..  А ты Ваня с выпивкой не тормози, поднимай выше рюмку, гаишников можешь не опасаться, если остановят, скажешь с кем пил – они тебе честь отдадут. 
Иван Михайловича шумно ударяла в голову морская волна удачи, он себя тоже домкратом чувствовал, не мог представить, что кому то из знакомых трактористов гаишники - честь отдавать будут.
 На обратном пути ни одного из них не встретил. Пожалел, что не повезло… 
На «баланку» нашёлся покупатель, и он раздумывал продать до покупки нового агрегата или устроить парад двух колясок.
Второй месяц ещё дольше листался, от «домкрата» никакие усилия не доходят, а тут как назло, ему с домкратом приходится постоянно работать – ступицам комбайна смазку предуборочную делает. 
Закончил текущий ремонт комбайна и поехал в город злой как – ведром переработки облитый. Затраты на два ресторана высчитал, похоже надо срочно «баланку» продавать, не хватит рублей на обновление мотора.  
Ушан Гостунович положением спокоен, скоро крестины предстоят: 
- Не волнуйся сват, видно нестыковка поставок скользит, я Радиана не первый год знаю, человек – домкрат!   Никаких ресторанов больше. У меня в буфете определим факт. 
Только к вечеру прихромал человек-домкрат. Всё так же уверен в обстановке, плащ не снимает;  у него дел полный вагон, один из продавцов спорттоваров, оказался немецким шпионом. Сама Москва им занимается. А мотоцикл – дело пустяк. 
- Значит, давай так, всё равно длинномер через село ваше проезжает, когда завозить будут, мы мотоцикл снимем - с пути каравана, в магазин доставлять не станем. Найдутся люди, что бы помогли аккуратно снять с кузова? 
- Конечно найдутся! – Иван Михайлович ёрзал на стуле, словно на седле мотоцикла уже сидел, письмо гарантийное от завода-изготовителя получил.
- Я дам указание, когда грузить будут, чтобы красный сзади поместили.   
Да чёрт с ним, пусть красный будет, подумал Иван Михайлович хорошо, что не бежевый. 
 Когда завмаг ушёл, Гостунович кольнул Ивана пальцем во впалый пах: 
- Ну, что я тебе сказал, человек этот, надёжен как сто домкратов вряд. Рассчитайся с буфетчицей удачник… 
  
Новый мотоцикл купил себе механик полевого стана Стёпа Метла. Пастуху Жоре Мургову тоже удалось новый «Ижак» достать. А длинномер в «Спорттовары» всё не едет.  
«Баланка» Иван Михайловича от колыханий смеха, чуть ли не рассыпается. Окончательно зажурился человек, на негодование силы не хватает; заплакать тоже не прилично. 
В страду, времени на сон не остаётся потому, как только отгремела музыка в честь передовиков уборки всего урожая, Иван Михайлович отсыпаться не стал, поехал в город искать, куда затерялся его красный мотоцикл.     
Сразу понял, что сват Ушан скрывается, уходит от встречи. 
Зал магазина «Спорттовары» полон мопедами, гирями, футболами, штангами, бежевыми пластмассовыми шлемами и шахматными досками. Мотоциклов нет. Где завмаг продавцы не знают. 
Наконец, в воскресный день, подловил Иван Михайлович, Ушана, злость убежала куда-то под ногти, обрадовался что поймал. 
- Гостунович!.. ну вы вдвоём даёте, где этот «домкрат», где мой мотоцикл?!
Сват заморгал глазами, вроде узнаёт свата, только не поймёт, какой мотоцикл от него хочет новый родственник. 
- …Ааа, как?.. разве он ещё не сделал?
- Конечно, не сделал! Давай, вызываем «домкрата»!    
Ушан Гостунович замялся, почесал выпирающий живот:
- Да никакой он не «домкрат», я поругался с ним… 
У Ивана Михайловича кадык выпирал, словно зубчатку на полевом стане подкинутую проглотил. Выговорил коряво, зло и устало:
- Так ты бы мотоцикл сперва сделал, а потом уже ругайся, …если тебе удобно.  
Мимо пробренчал новый красный мотоцикл с коляской, ещё один проскочил, и мотоциклист в шлеме, чем то цилиндрический домкрат напомнил. 
Ушан жирно морщился, а Ивану застрявшая зубчатка ржаво драла горло, он пытался её проглотить.  

© Таисия Асенова Всички права запазени

Коментари
Моля, влезте с профила си, за да може да коментирате и гласувате.
  • Героят на разказа ми заприлича на Иванушка Глупака.... Ех....докато има наивници, и хитреци ще има...
    Поздравления, драга Таисия, за увлекателно написания разказ!
Предложения
: ??:??